Закупки с государственным участием проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
Государственные, муниципальные компании, деятельность которых направлена на функционирования госорганов либо достижение федеральных программ, осуществляют закупки по 44-ФЗ
Такими заказчиками выступают:
- Федеральные органы власти
- Российские внебюджетные фонды
- Компания «Единый заказчик в сфере строительств»
- Казенные учреждения
- Власти субъектов РФ
Поставщиком может выступать любое юридическое, а также физическое лицо. необходимо
создать заявку на электронных торговых площадках, где уже он будет проходить отбор в закупках. Но
есть определенные заказчики, которые могут выполнять закупки сразу по двум федеральным законам
Это допустимо в нескольких случаях
1
Закупка проводится за счет грантов и средств, полученных путем дарения или пожертвования
2
Заказчик — это исполнитель контракта
3
Закупка происходит с применением средств, которые были получены в результате деятельности организации
Но чтобы реализовать контракт с учетом 223-ФЗ, организации необходимо создать положение
о закупке с размещением в ЕИС (единой информационной системе). Если этого
не сделать, тогда закупка будет проведена только согласно требованиям 44-ФЗ
Кто оформляет закупки по 223-ФЗ?
Правила закупок в ЕИС в рамках 44-ФЗ
Кто оформляет закупки по 223-ФЗ?
Требования 223-ФЗ регулируют закупки всех компаний, часть которых является собственностью государства (от 50%)
Также закон распространяется на их дочерние организации и независимые структуры
Под действие 223-ФЗ попадают следующие участники
- Фирмы с долей госучастия
- Хозяйственные общества
- Публично-правовые фирмы
- Компании-монополии
Закупочные процедуры 44-ФЗ и 223-ФЗ бывают конкурентные, а также неконкурентные
В первом случае поставщики борются между собой за право заключить контракт. Определение победителя происходит в зависимости от способа проведения закупки (конкурс, запросы предложений, котировок). Заказчик рассматривает каждую заявку и может ее отклонить или допустить к последующему участию. Во втором случае сделка отличается тем, что заказчик взаимодействует исключительно с единственным поставщиком
К особенностям закупок по 223-ФЗ относится:
- Заключение контракта в минимальные сроки
- Отсутствие строгих ограничений ко всем участникам закупок
- Заниматься организацией закупок может каждый сотрудник компании
- Не предусмотрено специальных требований к опыту работы поставщиков
- Организация торгов происходит на любых удобных электронных площадках
- Заказчики самостоятельно определяют условия тендера на основании своих требований
Но закупки 44-Ф3 разрешено проводить только на 8 аккредитованных площадках (например, Сбербанк-АСТ и т. д.)
Правила закупок в ЕИС в рамках 44-ФЗ
Закупки 44-ФЗ и 223-ФЗ проводятся в единой системе (ЕИС)
Это государственная платформа, которая предназначена для автоматизации процесса в области государственных и корпоративных закупок
Она обеспечивает прозрачность закупочного процесса, предусмотрена для размещения информации о товарах, а также содержит шаблоны контрактов, контакты, список ненадежных поставщиков и массу иной полезной информации
Это бесплатная система с круглосуточным доступом. Своевременное внесение всех изменений в ЕИС контролируют федеральные органы власти
Согласно 44-ФЗ, при создании заявки необходимо ориентироваться на каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Каждая позиция каталога имеет уникальный цифровой код, описание с указанием технических характеристик, единиц измерения и т. д
Если нет объекта закупки в КТРУ, тогда можно самостоятельно сформировать заявку, но с учетом конкретных правил. Они указаны в статье 33 федерального закона 44-ФЗ. Когда в каталоге даже не предусмотрено наименование требуемого объекта, то в этом случае можно взять информацию из Общероссийского классификатора по разновидностям экономической деятельности (ОКПД 2)
С 2023 года пользователи ЕИС могут создавать цифровые контракты в удобном готовом формате, что только упрощает закупочный процесс
Новые требования к закупке радиоэлектронных устройств согласно постановлению №878
ПП РФ №878 регулирует введение закупок радиоэлектронной продукции, которая попадает под национальный режим. В перечень ограниченного импорта включены компьютеры (до 10 кг), цифровые ЭВМ, а также системы хранения данных
Заказчик должен не принимать во внимание все заявки, поступающие от иностранных поставщиков, за исключением компаний Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Но необходимо дополнительно проверить — попадает ли необходимое оборудование под требования допуска либо иные ограничения
Например, если среди всех заявок нет вариантов из России или ЕАЭС, тогда можно использовать приказ №126
Он разрешает подтвердить страну, где был произведен товар, за счет предоставления декларации
Ранее такие устройства, как лампы и их запчасти, измерительные приспособления, приборы бесключевого доступа, противоугонные решения, попадали под ограничения ПП РФ №616
Теперь данный товар можно приобрести, но только после согласования с Минпромторгом
Чтобы указать происхождение продукции, необходимо в заявке внести сведения из росреестра радиоэлектроники или перечня промышленных товаров ЕАЭС, а именно индивидуальный номер записи
При организации закупок радиоэлектроники для реализации нужд государства (кроме оборонных заказов) максимальная цена контракта должна контролироваться Минпромторгом
Постановление №616 на закупку отдельных видов промышленной продукции
ПП РФ №616 отвечает за регулирование запрета на закупку товаров, которые производятся в иностранных государствах, а также на работы (услуги), оказываемые иностранными лицами с целью выполнения закупок для целей обороны и соблюдения высокого уровня безопасности государства
Но есть случаи, когда постановление можно не использовать:
1
Если в России нет производства необходимого товара. Но в этой ситуации нужно подтвердить данный факт, после чего получить разрешение на покупку от Минпромторга
2
Когда цена единицы промышленной продукции составляет не более 100.000 рублей или общая стоимость контракта — до 1 млн руб. Но это ограничение касается одной, а не всех позиций
3
Закупка запчастей, расходных элементов к производственному оборудованию от иностранных производителей, которые соответствуют технической документации. Но нужно соблюдать одно условие: приобретенный ранее товар несовместим с запчастями, деталями иных российских производителей
4
Закупка осуществляется такими ведомствами, как служба безопасности РФ и т. д
Во всех иных случаях можно покупать только те товары, которые включены в Российский реестр (или ЕАЭС) промышленной продукции
Ограничение по постановлению №617
Ранее все предложения с импортной продукцией отклонялись, если поступало не менее 2 заявок от российских производителей
Но после изменений сегодня иностранные заявки не учитываются, когда есть хотя бы одно предложение от отечественного изготовителя или производителя из ЕАЭС
Закупки в соответствии с 223-ФЗ на основании постановления №925
Заказчики должны отдавать предпочтение именно российским товарам, работам, а также услугам на основании постановления № 925. Оно распространяется и на страны Евразийского союза, а также на Донецкую и Луганскую Народную Республику
Рассмотрим более подробно, как действует приоритетность российских товаров:
Если при проведении конкурсов, запросов котировок и предложений участвует продукция из разных стран, то цена на российский товар будет равна стоимости предложения -15%. А при приобретении радиоэлектроники стоимость заявки из России, ЕАЭС, ДНР, ЛНР будет равна цене предложения -30%. Но если одержит победу заказчик из РФ, ЕАЭС, ДНР и ЛНР, контракт будет сформирован по установленной ранее цене без скидки
При аукционе между участниками из различных стран в случае победы зарубежного участника контракт будет оформлен по цене предложения -15% (а радиоэлектронных устройств — стоимость предложения -30%).
Чтобы подтвердить страну, где был произведен товар, нужно в заявке просто указать название
Информация будет проверена на основании удостоверяющего личность документа или регистрации юрлица
Но есть варианты, когда можно не предоставлять приоритет российским товарам. Это когда закупка не была совершена или сформирована только одна заявка, и все участники выступают компаниями из России. А также если по всем заявкам был предоставлен только импортная продукция
Сертификат №969 для систем и средств досмотра
Каждая компания-производитель или импортер досмотровых систем, а также металлодетекторов, должны предоставлять товар, который соответствует конкретным функциям и эксплуатационным характеристикам, обладает высоким уровнем селективности и способностью быстрого обнаружения
Поэтому каждый производитель должен обратиться в ФСБ, чтобы получить сертификат
№969
Для этого нужно подать заявку в ФСБ с предоставлением технической документации, после чего будут проведены определенные тестирования с образцами, на основании чего и сформировано заключение, а также выдан сертификат
Все закупки с госучастием должны осуществляться в рамках закона 44-ФЗ и 223-ФЗ
Если не соблюдать государственных установленных требований, то контракт не будет заключен